2022-12-06

Телемедицина для наших пациентов: возможности, правила, сроки

Телемедицина – современный способ сделать специализированную помощь доступнее, а промежуток времени между первым подозрением на рак и началом лечения в диспансере – максимально коротким. Кроме того, это возможность избавить пациентов из районов области от необходимости лишний раз тратить свое время, силы и средства на дорогу и проживание в Архангельске.

Надо отметить, что сегодня телемедицинские консультации очень востребованы, количество заявок на ТМК растет из года в год. В Архангельском клиническом онкологическом диспансере пять лет назад был создан отдел телемедицинских технологий. И если в 2017 году, когда отдел только начинал свою работу, было проведено всего 408 телемедицинских консультаций, то в 2018 году – уже 2191, в 2019-м – 4269, в 2020-м – 8306, в 2021-м – 8444. За 11 месяцев нынешнего года проведено уже 9100 телемедицинских консультаций.

● Как житель Архангельской области может получить телемедицинскую консультацию в АКОД?  

Проведение телемедицинской консультации (ТМК) должно инициировать лечебное учреждение первичного звена – та поликлиника или больница по месту жительства пациента, где он наблюдается, лечится, проходит обследование. Специалистам нужно лишь отправить заявку на консультацию в АКОД вместе со всеми необходимыми данными о пациенте, результатами проведенных исследований, четко сформулировать свои вопросы к коллегам.

● Сколько времени придется ждать ответ?

Сроки, в которые выдается заключение по ТМК:

– плановая консультация – до пяти рабочих дней;

– неотложная – не более суток;

– экстренная – в течение трех часов.

Отсчет времени ведется с момента получения ПОЛНОГО пакета документов.

В некоторых случаях сроки проведения ТМК могут увеличиваться в связи с необходимостью пересмотра гистологических/цитологических препаратов, проведением ИГХ, пересмотром рентгенологических исследований, КТ, МРТ.

● Необходимо ли личное присутствие пациента на каком-либо этапе ТМК?

Как правило, в этом нет необходимости. Если максимально обобщить и упростить, то в большинстве случаев в диспансер по защищенному каналу связи отправляется пакет документов, который содержит данные обследований, проведенных по месту жительства, информацию о состоянии пациента, наличии у него сопутствующих заболеваний и так далее.

● Как проходит телемедицинская консультация?

Администратор отдела телемедицинских технологий просматривает поступающие материалы и отправляет для изучения и вынесения заключений специалистам – гистологам, цитологам, рентгенологам, онкологам соответствующего профиля, радиотерапевтам. Может также потребоваться консультация, например, анестезиолога-реаниматолога: возможно ли в принципе проведение оперативного лечения, позволяет ли состояние пациента идти на хирургическое вмешательство.

В результате, либо назначается явка пациента в диспансер (и доктор будет готов на первом же приеме вести предметный разговор о предстоящем лечении или углубленном обследовании), либо даются рекомендации по ведению больного по месту жительства.

Возможности телемедицины также могут быть задействованы, если речь идет о контрольных обследованиях после уже пройденного лечения или выписке очередного рецепта на препараты: далеко не всегда есть необходимость приезжать в АКОД лично – часто бывает достаточно предоставить результаты аппаратной и лабораторной диагностики, сделанной по месту жительства.

Отдельное важное направление работы – консультирование тех пациентов, которые сами приехать в диспансер вообще не могут в силу тяжести состояния или очень преклонного возраста.

● Могут ли наши пациенты получить телемедицинскую консультацию специалистов федеральных онкологических центров?

Да. Запросы на ТМК в федеральные научно-медицинские онкологические центры направляют региональные специализированные лечебные учреждения, то есть в нашем случае – Архангельский клинический онкологический диспансер.  

К списку новостей